Правильность выбора хорошего щенка интересовала и продолжает интересовать ученых-этологов и зоопсихологов, их рекомендации позволяют значительно облегчить этот процесс и увеличить степень соответствия человека и собаки. Так, американским зоопсихологом Уильямом Кэмпбеллом была разработана система тестов, позволяющая довольно точно выявить задатки собаки по поведению щенка.
Система, которая отрабатывалась в течение восьми лет на более чем 10 тыс. собак разных пород, помогает предсказать такие качества собаки, как агрессивность, робость, возможность сосуществования с детьми и т. д.
Система состоит из пяти тестов. Первый предназначен для проверки контактности собаки, второй характеризует манеру следования собаки за человеком, третий выявляет степень послушания, четвертый определяет место собаки в системе общественных отношений ( социальное доминирование ) и, наконец, пятый оценивает чувство собственного достоинства собаки (дальнейшая проба на социальное лидерство ).Тестирование осуществляется на седьмой неделе жизни щенка, ни раньше, ни позже. Щенков проверяют по одиночке. Каждый тест проводится только один раз, результаты его фиксируются письменно, и каждая реакция малыша имеет свое обозначение. По этим обозначениям на основе ключа к тестам и дается характеристика щенка.
ТЕСТ 1. Контактность. Войдя в помещение, тестирующий сажает щенка на средину комнаты и делает несколько шагов в сторону двери. Затем садится на корточки и рукой манит к себе щенка. Степень контактности, доверчивости и самостоятельности щенка определяется по тому, подходит ли он к человеку и как:
— подходит немедленно, хвост поднят, скалится, хватает руки зубами (А);
— подходит без задержки, хвост поднят, лает (В);
— подходит без задержки, хвост опущен ©;
— подходит медленно, хвост опущен (Д);
— не подходит (Е).
— идет с готовностью рядом, хватает тестирующего
за ноги, хвост высоко поднят (А);
— идет с готовностью рядом, хвост высоко поднят (В);
— идет за человеком с готовностью, хвост держит
низко ©;
— идет медленно, хвост держит низко (Д);
за человеком не идет, уходит от него (Е).
ТЕСТ 3. послушание за человеком. Щенка осторожно кладут на бок, подхватывая его рукой под грудь. Щенок, оказавшийся в таком положении, своим поведением покажет, как он воспринимает физическое и социальное доминирования человека. Щенок, имеющий склонность к доминированию, будет активно сопротивляться. Буквенного ключа этот тест не имеет.
ТЕСТ 4. Социальное доминирование. Щенка за холку переворачивают на спину. Его поведение продемонстрирует реакцию на доминирование человека. Щенок с выраженными задатками лидера скалится на руку, рычит и кусается. Щенок с задатками независимого характера будет держаться совершенно спокойно. Щенка необходимо удерживать в таком положении до тех пор, пока не будет четко определена манера его поведения:
— борется, сопротивляется, кусается (А);
— борется,сопротивляется (В);
— двигается, лижет руки©;
— вертится, чтобы лизнуть руки (Д);
— замирает и ждет (Е).
ТЕСТ 5. Чувство собственного достоинства. Щенка берут снизу за живот скрещенными руками таким образом, чтобы он не мог видеть тестирующего,и удерживают в таком положении в течение 30 сек., определяя при этом манеру его поведения:
— сопротивляется энергично, рычит, кусается (А);
— сопротивляется энергично (В);
— сопротивляется, затем перестает, лижет руки ©;
— не сопротивляется совсем, лижет руки (Д).
Всех имеющихся щенков подходящего возраста можно тестировать в течение одного дня. В этом случае по горизонтальной линии располагают клички щенков, а под каждой кличкой в столбик ставят буквы, обозначающие результаты каждого теста. В итоге под каждой кличкой образуется вертикальная колонка из четырех букв. Сочетание букв будет разным, и на основании ключа к тестам вы получите следующие характеристики и рекомендации:
а) два А и два В
агрессивен, может укусить, если до него дотронуться; не рекомендуется детям, подросткам и пожилым людям;
жестких методов дрессировки не применять. Будет иметь тенденцию защищать хозяина от опасности;
б) три или более В собака с задатками лидера, преданная, с ярко выраженным духом соперничества ;
в) три или более С — идеальный компаньон; рекомендуется для детей и пожилых людей;
г) два или более Д с одним или более Е очень покорная собака для установления контакта с человеком, потребуется много усилий при воспитании; в общении с детьми не никаких проблем; укусить только может в виде защиты при жестоком обращении;
д) два или более ( особенно Е в тесте 4) с трудом идет на контакт, должен воспитываться по специальной методике; если встречаются реакции В и С, то агрессивность щенка вызвана страхом; если несколько раз отмечена реакция Д, то щенок может обнаружить склонность к бегству; не рекомендуется для детей и подростков.
Следует отметить, что тестирование — это для профессионалов, и рассказываем мы здесь об этом, скорее, для информации.
Автор благодарит Вас за внимание, и если статья была полезной, делитесь, комментируйте, подписывайтесь на наши новости.
Если данная тема интересна, хотите получать советы опытных заводчиков по выбору, обучению, воспитанию, психологии щенков и собак, присоединяйтесь к нашей группе Овчарки Волгограда .
Один комментарий
Оставить комментарий